Результаты

На карте ниже отмечены изученные районы. Нажмите на область, чтобы узнать больше о результатах экспедиций.

Историки продолжают изучать ход боевых действий 1941–1945 гг. на Балтийском театре. И в ходе изучения материалов все более высвечивается значимость ВВС КБФ как важнейшей боевой силы флота. Причины этого были объективны и связаны с потерями корабельного состава и блокадой сил КБФ в восточной части Финского залива. По различным источникам в 1941 г. за семь месяцев боевых действий КБФ потерял как минимум 163 боевые единицы. Из них в Финском заливе — 128 боевых вымпелов. В это число вошли 1 линейный корабль, 1 крейсер, 13 эсминцев, 15 подводных лодок, 4 серийных и 2 вспомогательных сторожевых корабля, 1 сетевой и 2 минных заградителя, 2 канонерских лодки, 11 базовых и 14 вспомогательных тральщиков, 15 торпедных катеров, 28 сторожевых катеров, 16 катеров‑тральщиков, 5 гидрографических судов. По подсчётам историков к 31 декабря ВВС КБФ имели всего 117 машин, в том числе только 68 истребителей, 3 бомбардировщика, 13 торпедоносцев, 7 штурмовиков и 26 гидросамолётов. То есть потери составили как минимум 592 машины.

Из приведённых сведений о потерях кораблей и самолётов КБФ следует, что уже к середине 1942 г. КБФ практически полностью лишился своих основных боевых единиц предвоенной постройки. Уцелевшие крупные корабли в боевых действиях в акватории Финского залива в 1942–1944 гг. фактически не участвовали. Подводные лодки действовали в акватории Балтики и борьбы с кораблями противника в Финском заливе не вели. Более того, начиная с навигации 1943 г. и вплоть до выхода Финляндии из войны в сентябре 1944 г. советские подводные лодки были полностью заблокированы в восточной части Финского залива и фактически не использовались в ходе боевых действий.

Организовать в блокированном и лишённом необходимых материалов городе масштабные работы по возмещению потерь было невозможно. Командование КБФ могло рассчитывать на пополнение сил флота лишь лёгкими средствами и за счёт усиления авиации, которая могла пополняться по воздуху.

С определёнными оговорками можно считать, что примерно с середины навигации 1942 г. основными боевыми средствами КБФ в водах восточной части Финского залива были небольшие корабли и суда, которые не обладали достаточным вооружением для ведения боев с кораблями противника, уступая им по всем параметрам (положение улучшилось лишь к 1944 г. после ввода в строй бронированных малых охотников и морских бронекатеров). В первую очередь тяжесть борьбы легла на три основных группы:

  • Сторожевые катера, выполнявшие функции охраны фарватеров и защиты конвоев, а также поддержку десантов.
  • Вспомогательные тральщики, также участвовавшие в конвоях как для обеспечения траления маршрутов, так и в качестве транспортов.
  • Катера-тральщики, обеспечивавшие пробивание и очистку фарватеров, ликвидацию вражеских минных банок и поддержку десантов.

В качестве атакующих сил флота предполагалось использовать торпедные катера. Однако фактически основными их действиями стали высадка разведгрупп, постановка минных банок и высадка десантов. Торпедные катера оказались малопригодными для нанесения торпедных ударов по кораблям противника. В ходе изучения и сопоставления архивных материалов при планировании поисковых работ был сделан вывод, что многие указанные в боевых донесениях победы ТКА не подтверждаются документами противников. По данным, собранным и проанализированным историком флота М.Э. Морозовым, за 1941–1945 гг. торпедные катера КБФ выпустили по целям 365 торпед, но добились лишь 7 подтверждённых побед (около 2% попаданий). Из них в Финском заливе только пяти.

В результате основными атакующими средствами КБФ в Финском заливе с 1943 г. фактически стали ВВС, численность которых постоянно росла за счёт постоянного прибытия в Ленинград самолётов и личного состава. Причём перманентно производилась и замена типов самолётов от устаревших довоенных моделей до новых отечественных образцов разных конструкторских бюро и, в некоторые временные отрезки, зарубежных самолётов, полученных по программе ленд-лиза. Впрочем, из последних на флоте «прижились» лишь американские многоцелевые «Дуглас А20Ж Бостон». В середине 1944 г. в составе ВВС КБФ насчитывалось уже 800 машин новых типов. Причём были усилены как минно-торпедные авиаполки, действовавшие далеко на западе, так и бомбардировочные, штурмовые и истребительные авиаполки, нацеленные на действия в восточной части залива. Так, по подсчётам М.Э. Морозова, приобретшие боевой опыт самолёты минно-торпедных полков в 1943–1945 гг. достоверно потопили 33 вражеских корабля и повредили 10. Кроме того, только в 1945 г. они предположительно потопили ещё 12 и повредили 6 кораблей. Но и потери их за те же два с половиной года составили 168 машин. Точных цифр о победах штурмовиков, а уж тем более истребителей найти не удалось. Официальные источники пишут о 2418 уничтоженных балтийцами самолётах врага и о 1389 потопленных и 825 повреждённых в 1941–1945 гг. вражеских кораблях и катерах. У современных историков эти цифры вызывают сомнения, особенно в отношении потопленных кораблей. Пока не подтверждают их и наши поиски. Тем не менее даже иностранные авторы признают полное превосходство авиации КБФ в боях 1944 и 1945 гг. При этом ВВС неминуемо несли потери. По официальным данным за годы войны морская авиация потеряла 2451 самолёт и 2622 человек лётного состава.

Судя по документам дно Финского залива должно хранить большое количество останков как советских самолётов (как минимум 15 моделей), так и немецких (до 10 моделей) и финских, которые имели на вооружении голландские, итальянские, английские, американские, французские, немецкие и советские аэропланы. Однако практика поисковых работ свидетельствует о исключительной редкости находок самолётов. Если за 20 лет поисков в акватории Финского залива специалисты НЦПИ и ЦПИ РГО обнаружили почти 300 останков кораблей и судов разных веков, то находки самолётов свелись к двум машинам — найденному в 2005 г. истребителю «И-16» и штурмовику «Ил-2», предположительно датируемому 1944 г. Впрочем, это может быть связано с применявшейся методикой поисков, ориентированной на обнаружение крупных объектов. С 2024 г. специалисты НЦПИ и ЦПИ РГО начали реализацию целевой программы по поиску погибших в акватории Финского залива самолётов ВВС КБФ. На основании материалов ЦАВМФ были выявлены районы наиболее активных боев над акваторией залива, составлены частичные списки погибших самолётов и определены шесть перспективных для проведения поисков полигонов. Часть полигонов имела сложный рельеф дна с переменными глубинами, а иногда и с мелями. При этом предполагаемые цели имели небольшие размеры и могли быть разрушены в результате боевых повреждений и/или ударов о воду, что ещё более осложняло их поиск. Учитывая эти два фактора поиски преимущественно велись с использование небольших манёвренных катеров с водомётными движителями, позволявших работать в условиях небольших глубин. Правда это ограничивало время работ благоприятными погодными условиями. Лишь на одном глубоководном полигоне поиски проводились с борта большого гидрографического катера «БГК-2149» ЛенВМБ. И во всех экспедициях, сроки проведения и объёмы работ были ограничены вследствие действовавших в регионе мер безопасности.


Картирование дна велось с помощью гидролокатора бокового обзора типа Sonarbeam S-159A с рабочей частотой 400/900 кГц, обеспечивавшей ширину захвата 300/100 м. Предварительный осмотр выявленных целей осуществлялся телеуправляемым аппаратом Argus-mini 112, оснащённым гидролокатором кругового обзора и несколькими видеокамерами. Детальное обследование объектов выполнялось водолазами, которые осуществляли фото — и видеофиксацию объектов и, в ряде случаев, подъем артефактов, необходимых для идентификации самолётов. Всего в ходе работ было обследовано 8 объектов, в том числе 6 найденных в 2024 г. Параллельно с подводными работами были проведены поиски сведений о найденных самолётах и их экипажах в архивах. В ходе экспедиций велись съёмки работ, и завершающим этапом проекта стало создание двух документальных фильмов под общим названием «Отражение балтийского неба».

Состояние найденных на дне останков сильно разнится в зависимости от обстоятельств гибели и материалов конструкции самолёта. Взорвавшиеся в воздухе самолёты, разумеется, представляют собой скопление фрагментов конструкции, тогда как самолёты, совершившие вынужденную посадку, могу сохранять целостность. При этом практика показала, что в большинстве случаев двигатели, винты, шасси, вооружение, бензобаки, рации как правило сохраняются и могут стать объектами для проведения подъёмов, реставрации и музеефикации.

В целом результаты поисковых работ следует признать успешными. Тем более, что удалось найти самолёты практически всех типов — 2 истребителя разных моделей, 2 штурмовика «Ил-2» разных модификаций, 1 ближний разведчик — гидроплан, 2 бомбардировщика «Пе-2» разных модификаций и торпедоносец редкой модели. В ходе экспедиций была отработана методика поисков и разработаны предложения по её совершенствованию.


Вместе с тем объём проведённых работ и количество находок не позволяют пока делать выводы и давать оценки результативности работ. Следует отметить, что по архивным документам на обследованных полигонах помимо останков советских самолётов, должны были лежать и сбитые вражеские самолёты, которые, однако, не были обнаружены. Причины этого пока непонятны. Разумеется, нельзя исключать недостаточное качество акустической съёмки дна, что могло привести к пропуску нескольких разрушенных объектов. В то же время сегодня нет сомнений, что в годы войны при составлении докладов имели место и неточности в указании мест падения сбитых самолётов и ошибки в учёте сбитых самолётов противника — в первую очередь преувеличение количества одержанных побед.

Андрей Лукошков

Научный консультант ЦПИ РГО

Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с обработкой файлов cookie вашего браузера.

Site-Version: 1.2.4